Органы государственной власти и местные самоуправления Ленинградской областиОрганы государственной власти, администрации, муниципальные сайты МО и районов Ленинградской области Загородный отдых в Ленинградской областиЗагородный отдых в Ленобласти: гостиницы, коттеджи, санатории, пансионаты, дома и базы отдыха
Активный отдыхМеста экстремального и активного отдыха/спорта: лошади, парашюты, картинг, пейнтбол, пляжи, рафтинг Коттеджные поселкиКоттеджные посёлки Лен области, малоэтажные жилые комплексы под Санкт-Петербургом
Доска объявлений | Карта Ленинградской области | Реклама на портале    для возраста 18+    |
Поиск / места


Пользователи on-line:

Форум Архангельской области и обсуждения на сайте

(1немцев олег по теме:
85% многодетных семей в Архангельской области отнесены к разряду малоимущих

(1ап по теме:
Бизнесмен отобрал деньги у инвалида

(1ольга дунаева по теме:
В мэрии Коряжмы отменили приемные дни для населения

(3nat-morning@mail.ru по теме:
Северодвинский Пенсионный фонд (Архангельская область) не справляется с потоком посетителей

(1ХХХХ по теме:
В Архангельской области лесной пожар зафиксирован вблизи поселка Самодед

(2авив по теме:
В Плесецке скончался рядовой Сергей Синконен

(1авив по теме:
19 человек госпитализированы с симптомами гепатита А в Плесецком районе Архангельской области

(3serzbez по теме:
Прогноз: Население Архангельской области продолжит сокращаться

(1griboedov по теме:
На котельной в Няндоме запущены все котлы - теплоснабжение восстановлено

(2Пользовательница по теме:
В Шенкурске открылся новый мост через реку Вага

загружаются фото

Российский совет по международным делам: Потенциал Северного морского пути не используется

Опубликовано: 18:55 10.07.2012
Принадлежит разделам: Архангельская область  Государство, власть, бизнес, инвестиции, суды, экономика
Также относится к: Мурманская область

Эра арктического судоходства: первые результаты

В последние годы потенциал Северного морского пути (СМП) в качестве наиболее короткого евроазиатского маршрута стал объектом повышенного интереса со стороны субъектов морского бизнеса целого ряда стран. В результате у России появился отличный шанс реализовать один из четырех приоритетов своей арктической стратегии - обеспечить организацию использования СМП для международного судоходства в рамках своей юрисдикции и в соответствии с международными договорами.

Начало систематическому использованию СМП иностранными судоходными компаниями было положено летом 2009 г., когда два судна немецкой компании Beluga Group доставили около пяти тыс. т коммерческого груза из Пусана (Южная Корея) в Новый порт, расположенный в Обской губе. С этого момента спрос на использование СМП стал все больше возрастать. Если в 2010 г. в Арктике транзитом было перевезено около 115 тыс. т грузов (из них 45 тыс. т иностранными компаниями), то к концу полярной навигации 2011 г. - уже 674 тыс. т, из которых на долю иностранных перевозчиков пришлось почти 500 тыс. т.

Прогнозы на ближайшую перспективу выглядят еще более оптимистично: по оценкам Министерства экономического развития Мурманской области, в 2012 г. по СМП удастся перевезти транзитом более 1,5 млн т навалочных грузов и около 1 млн т нефти. В свою очередь, "Атомфлот", оператор отечественного ледокольного флота, заявляет о готовности обеспечить проводку любого количества судов по морским трассам Арктики. Такие "стахановские" темпы эксплуатации СМП выглядят особенно впечатляюще на фоне сделанных ранее весьма скромных расчетов. Например, в 2008 г. "Союзморниипроект" прогнозировал, что объем транзита грузов по СМП сможет выйти на уровень 200 тыс. т только к 2020 г. И это при условии интенсивного освоения нефтегазовых месторождений арктического шельфа, рудных запасов и лесопромышленного комплекса.

Расширение иностранного участия как стратегический приоритет развития СМП

Государственная политика в области долгосрочного развития арктической морской транспортной системы должна быть направлена на достижение одной цели - обеспечение устойчивой экономической эффективности СМП. Если функционирование арктической морской транспортной системы станет прибыльным, оно сможет дать синергетический эффект для развития смежных отраслей (нефтегазодобычи, добычи рудных полезных ископаемых), а также стимулировать развитие инфраструктуры в российских регионах, расположенных вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана. Для этого необходимо максимально увеличить спрос на СМП со стороны субъектов международного морского бизнеса, так как чем больше транзитных рейсов в Арктике будет совершаться, тем больше будет объем выручки от сборов, взимаемых с грузоперевозчика.

Здесь следует учитывать, что при всей своей уникальности наикратчайшие маршруты в Арктике не могут быть интересны всем судоходным компаниям. Следовательно, при определении целевой аудитории для СМП должны быть сформулированы релевантные критерии отбора. К их числу можно отнести следующие:

межрегиональный/глобальный характер бизнеса компании;

специализация (полная или частичная) на грузоперевозках по линии Европа-Азия либо стремление начать освоение азиатского/европейского рынка;

наличие в составе флота компании судов ледового класса (не ниже 1A по классификации Det Norske Veritas) и/или водоизмещением не менее 10 тыс. т.

Кроме того, следует учесть и целый ряд субъективных факторов: комментарии и заявления главных исполнительных лиц компании относительно СМП; сотрудничество с классификационными сообществами; поддержка и участие в специализированных конференциях, например, в Polar Shipping Summit.

Применив указанные выше критерии для определения круга пользователей СМП, мы получим список с весьма широкой географией. Помимо официально признанных полярных держав (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания) в него попадут компании-перевозчики из Греции, Польши, ФРГ, Нидерландов и Бельгии. В Азии же интерес к СМП демонстрируют судовладельцы Южной Кореи, Японии и Китая. Например, среди иностранных компаний, которые собираются подать заявки на использование СМП в 2012-2014 гг., фигурируют немецкая Oldendorff Carriers, южнокорейская Hyundai Merchant Marine и норвежская Knutsen OAS Shipping. Полный перечень заинтересованных субъектов, естественно, окажется гораздо длиннее.

Актуальные проблемы развития СМП в международной перспективе

Несмотря на колоссальный потенциал, развитие международного судоходства по СМП сдерживается наличием некоторых препятствий.

Первое и самое главное препятствие, на которое указывают иностранные судоходные компании, - это отсутствие обратной связи с компетентными государственными структурами России, прежде всего, с администрацией СМП. Слишком много времени уходит на уточнение и согласование рабочих моментов, получение дополнительной информации о маршруте, прохождение бюрократических процедур. Очевидно, что российская сторона должна срочно выработать гибкий механизм оперативного принятия решений, который устранил бы все издержки, связанные с получением разрешения на использование СМП. Это же касается и согласования тарифов.

Второй проблемный момент - это имидж СМП в глазах субъектов международной судоходной отрасли, который пока остается неоднозначным и меняется то в лучшую, то в худшую сторону. А ведь именно от имиджа во многом зависит окончательное решение компании-перевозчика о том, какой маршрут выбрать: СМП или старый добрый Суэцкий канал.

Очевидно, что российская сторона должна приложить больше усилий для повышения привлекательности имиджа СМП за рубежом. В связи с этим перед государственными ведомствами может быть поставлен ряд актуальных задач внешнеполитического характера.

Перед администрацией СМП могут быть поставлены следующие задачи: выявление и адресная работа с иностранными судоходными компаниями, а также с другими экономическими субъектами, потенциально заинтересованными в использовании СМП; презентация актуальных возможностей и потенциала СМП на ведущих отраслевых выставках, семинарах, конференциях (например, на таких, как Nor-Shipping, Polar Shipping Summit).

Министерство иностранных дел РФ могло бы заняться проведением консультаций с иностранными государствами по поводу их участия в освоении СМП (эта задача наиболее актуальна в случае с Китаем, где судоходная отрасль находится под преимущественным контролем государства), а также утверждением и обеспечением международного признания права Российской Федерации вести самостоятельную тарифную политику в Арктике (особенно с учетом членства России в ВТО).

Перспективы СМП как альтернативного евроазиатского маршрута

Принимая во внимание динамику развития и возможности, которые предоставляет СМП, можно предположить, что в ближайшие несколько лет данный маршрут будет пользоваться спросом преимущественно у малых и средних компаний-перевозчиков, в основном - европейских. Их участие в освоении маршрута будет выполнять функцию своего рода "сердечника", пробивающего броню недоверия к транзитному потенциалу российской Арктики.

Достижение устойчивого спроса на СМП в дальнейшем приведет к весьма позитивным последствиям.

Во-первых, появятся хорошие условия для подключения к процессу освоения СМП ведущих игроков судоходного бизнеса, таких, например, как Maersk (Дания), Hapag-Lloyd (ФРГ), Golden Ocean (Норвегия). Поскольку крупные перевозчики в основном работают по долгосрочным контрактам, перенаправление даже небольшой части их грузооборота с налаженных маршрутов в Арктику сопряжено с рисками и переформатированием графика движения судов. Поэтому положительное решение по данному вопросу требует времени и достаточных оснований.

Во-вторых, произойдет расширение географии спроса на СМП за счет привлечения азиатских компаний - южнокорейской Hyundai Merchant Marine, китайской COSCO, а также японской "большой тройки" - MOL, NYK и K Line. Эти фирмы пока занимают выжидательную позицию в отношении СМП, но внимательно следят за проектом и будут готовы присоединиться к нему, как только сочтут нужным.

В-третьих, произойдет постепенное увеличение временных рамок полярной навигации. Первым шагом к этому могла бы стать организация пилотных коммерческих рейсов в месяцы, предшествующие или следующие за летней арктической навигацией, которая продолжается с июля по октябрь, - например, в мае/июне или ноябре/декабре. Успешная реализация этой задачи приблизит достижение бесперебойного транзитного сообщения между европейским и азиатским рынками через Арктику. Кроме того, превращение СМП в регулярную морскую трассу обещает России не только экономические, но и существенные политические преимущества, которые так необходимы для укрепления позиций нашей страны не только в Арктике, но и на международной арене. Превратив СМП в востребованную и постоянно действующую евроазиатскую транспортную артерию, Россия займет одно из центральных мест в системе международной морской торговли, что особенно актуально в контексте ее вступления в ВТО.

Дмитрий Тулупов - Факультет международных отношений СПбГУ

window.___gcfg = {lang: 'ru'}; (function() { var po = document.createElement('script'); po.type = 'text/javascript'; po.async = true; po.src = 'https://apis.google.com/js/plusone.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(po, s); })();

Приветствуем Вас на AllNW.ru - портал для жителей Ленобласти и Санкт-Петербурга, интересующихся жизнью того места, где они живут.
Читайте новости только своих локаций, смотрите карту Ленинградской области, размещайте объявления, пользуйтесь одной из самых полных в Рунете баз коттеджных поселков вокруг Петербурга и каталогом жилых комплексов Спб и области и общайтесь со своими соседями из 19430 пользователей сайта.


Архангельская область Архангельская область: последние новости, недвижимость, товары и услуги в Архангельской области

Более 2 млрд рублей потратят в Архангельской области на подготовку к зиме
"Призываю всех с самого начала не отступать от разработанных и утвержденных планов подготовки: ваши сроки, цифры и обязательства вошли в общий сводный план по области. Информацию о его реализации мы еженедельно будем докладывать губернатору Игорю Орлову". Архангельская область 13:40 20.06.2014

Мэрия Архангельска рискует лишиться "строительных" миллионов
О реализации муниципальными образованиями Поморья первого этапа адресной программы по переселению северян из аварийного жилфонда, рассчитанной на 2013-2017 годы, рассказала заместитель министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области Елена Петухова. Архангельская область 11:35 18.06.2014

37 лесных пожаров зарегистрировано в Архангельской области с начала сезона
Для сравнения: в прошлом году, на эту же дату, произошло 95 лесных пожаров общей площадью около 830 гектаров. В этом сезоне особые опасения продолжает вызывать ситуация в лесах Вельского района. Архангельская область 14:35 16.06.2014

Владимир Путин оценил социально-экономическое положение Архангельской области
В своём выступлении губернатор Игорь Орлов обозначил главные "болевые точки" Архангельской области: от проблем энергетики и переселения из аварийного жилья до тарифов на перевозку угля по Северной железной дороге. Архангельская область 23:45 09.06.2014

Сотрудники архангельского леспромхоза обратились с письмом к Герману Грефу
ИА REGNUM публикует текст обращения: Архангельская область 14:00 03.06.2014

80% составляет износ взлетной полосы на Соловках (Архангельская область)
Первым объектом визита стал аэропорт. Представители агентства по развитию архипелага рассказали гостям о проекте реконструкции взлётно-посадочной полосы и строительстве нового здания аэропорта. Архангельская область 11:00 02.06.2014

Верховный суд решил вопрос о строительстве крематория в Архангельске
Глава регионального минимущества Ирина Ковалева отметила: "В процессе, растянувшемся на девять месяцев, точка поставлена в пользу министерства. Верховный Суд РФ установил, что наше распоряжение принято в соответствии с действующим федеральным законодательством". Архангельская область 20:35 20.05.2014

Грузооборот Архангельского морского торгового порта вырос
Напомним, что грузооборот Архангельского морского торгового порта в 1 квартале 2014 года составил 346,1 тысяч тонн, за прошлый год 1,425 миллионов тонн. Архангельская область 16:45 20.05.2014

Губернатор Орлов: "Мэрии Архангельска я больше не верю и верить не хочу!"
Глава региона отметил, что реализация программ расселения северян из разваливающихся домов - самый острый вопрос для муниципальных образований Архангельской области. Архангельская область 15:35 19.05.2014

ФАС оштрафовала "Росгосстрах" за отказ заключать договоры ОСАГО (Архангельск)
Напомним, ООО "Росгосстрах" признано нарушившим нормы Федерального закона "О защите конкуренции". Страховая компания отказывала владельцам транспортных средств в заключении договоров ОСАГО без заключения навязываемого договора добровольного страхования от несчастных случаев РГС-Фортуна "Авто" на территории Архангельской области. Архангельская область 11:25 14.05.2014

800 млн рублей потратят на реставрацию Соловецкого монастыря
Кроме того, будут отреставрированы настоятельский и святительский корпус монастыря, Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, поваренный корпус, здание общей трапезы на погребах, колокольня и др. Общая сумма финансирования из федерального бюджета на эти цели составляет 800 миллионов рублей. Архангельская область 12:25 12.05.2014

В Архангельской области планируют построить завод сжиженного газа для Арктики
За несколько лет работы национальный парк создал на своей территории сеть опорных пунктов, а в 2015 году готовится запустить круглогодичный стационар на острове Земля Александры (Земля Франца-Иосифа), с полной автономной системой жизнеобеспечения. Архангельская область 16:55 07.05.2014

 

Объекты базы данных: загородный отдых, музеи, аренда и продажа коттеджей в коттеджных посёлках, пансионаты, дома отдыха, органы государственной власти в Архангельской области




Другие места Северо-Запада России и СЗФО РФ


Объявления Архангельской области: продать, купить, снять или сдать

Подать объявление