Российский совет по международным делам: Потенциал Северного морского пути не используется

Опубликовано: 18:55 10.07.2012
Принадлежит разделам: Архангельская область  Государство, власть, бизнес, инвестиции, суды, экономика
Также относится к: Мурманская область

Эра арктического судоходства: первые результаты

В последние годы потенциал Северного морского пути (СМП) в качестве наиболее короткого евроазиатского маршрута стал объектом повышенного интереса со стороны субъектов морского бизнеса целого ряда стран. В результате у России появился отличный шанс реализовать один из четырех приоритетов своей арктической стратегии - обеспечить организацию использования СМП для международного судоходства в рамках своей юрисдикции и в соответствии с международными договорами.

Начало систематическому использованию СМП иностранными судоходными компаниями было положено летом 2009 г., когда два судна немецкой компании Beluga Group доставили около пяти тыс. т коммерческого груза из Пусана (Южная Корея) в Новый порт, расположенный в Обской губе. С этого момента спрос на использование СМП стал все больше возрастать. Если в 2010 г. в Арктике транзитом было перевезено около 115 тыс. т грузов (из них 45 тыс. т иностранными компаниями), то к концу полярной навигации 2011 г. - уже 674 тыс. т, из которых на долю иностранных перевозчиков пришлось почти 500 тыс. т.

Прогнозы на ближайшую перспективу выглядят еще более оптимистично: по оценкам Министерства экономического развития Мурманской области, в 2012 г. по СМП удастся перевезти транзитом более 1,5 млн т навалочных грузов и около 1 млн т нефти. В свою очередь, "Атомфлот", оператор отечественного ледокольного флота, заявляет о готовности обеспечить проводку любого количества судов по морским трассам Арктики. Такие "стахановские" темпы эксплуатации СМП выглядят особенно впечатляюще на фоне сделанных ранее весьма скромных расчетов. Например, в 2008 г. "Союзморниипроект" прогнозировал, что объем транзита грузов по СМП сможет выйти на уровень 200 тыс. т только к 2020 г. И это при условии интенсивного освоения нефтегазовых месторождений арктического шельфа, рудных запасов и лесопромышленного комплекса.

Расширение иностранного участия как стратегический приоритет развития СМП

Государственная политика в области долгосрочного развития арктической морской транспортной системы должна быть направлена на достижение одной цели - обеспечение устойчивой экономической эффективности СМП. Если функционирование арктической морской транспортной системы станет прибыльным, оно сможет дать синергетический эффект для развития смежных отраслей (нефтегазодобычи, добычи рудных полезных ископаемых), а также стимулировать развитие инфраструктуры в российских регионах, расположенных вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана. Для этого необходимо максимально увеличить спрос на СМП со стороны субъектов международного морского бизнеса, так как чем больше транзитных рейсов в Арктике будет совершаться, тем больше будет объем выручки от сборов, взимаемых с грузоперевозчика.

Здесь следует учитывать, что при всей своей уникальности наикратчайшие маршруты в Арктике не могут быть интересны всем судоходным компаниям. Следовательно, при определении целевой аудитории для СМП должны быть сформулированы релевантные критерии отбора. К их числу можно отнести следующие:

межрегиональный/глобальный характер бизнеса компании;

специализация (полная или частичная) на грузоперевозках по линии Европа-Азия либо стремление начать освоение азиатского/европейского рынка;

наличие в составе флота компании судов ледового класса (не ниже 1A по классификации Det Norske Veritas) и/или водоизмещением не менее 10 тыс. т.

Кроме того, следует учесть и целый ряд субъективных факторов: комментарии и заявления главных исполнительных лиц компании относительно СМП; сотрудничество с классификационными сообществами; поддержка и участие в специализированных конференциях, например, в Polar Shipping Summit.

Применив указанные выше критерии для определения круга пользователей СМП, мы получим список с весьма широкой географией. Помимо официально признанных полярных держав (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания) в него попадут компании-перевозчики из Греции, Польши, ФРГ, Нидерландов и Бельгии. В Азии же интерес к СМП демонстрируют судовладельцы Южной Кореи, Японии и Китая. Например, среди иностранных компаний, которые собираются подать заявки на использование СМП в 2012-2014 гг., фигурируют немецкая Oldendorff Carriers, южнокорейская Hyundai Merchant Marine и норвежская Knutsen OAS Shipping. Полный перечень заинтересованных субъектов, естественно, окажется гораздо длиннее.

Актуальные проблемы развития СМП в международной перспективе

Несмотря на колоссальный потенциал, развитие международного судоходства по СМП сдерживается наличием некоторых препятствий.

Первое и самое главное препятствие, на которое указывают иностранные судоходные компании, - это отсутствие обратной связи с компетентными государственными структурами России, прежде всего, с администрацией СМП. Слишком много времени уходит на уточнение и согласование рабочих моментов, получение дополнительной информации о маршруте, прохождение бюрократических процедур. Очевидно, что российская сторона должна срочно выработать гибкий механизм оперативного принятия решений, который устранил бы все издержки, связанные с получением разрешения на использование СМП. Это же касается и согласования тарифов.

Второй проблемный момент - это имидж СМП в глазах субъектов международной судоходной отрасли, который пока остается неоднозначным и меняется то в лучшую, то в худшую сторону. А ведь именно от имиджа во многом зависит окончательное решение компании-перевозчика о том, какой маршрут выбрать: СМП или старый добрый Суэцкий канал.

Очевидно, что российская сторона должна приложить больше усилий для повышения привлекательности имиджа СМП за рубежом. В связи с этим перед государственными ведомствами может быть поставлен ряд актуальных задач внешнеполитического характера.

Перед администрацией СМП могут быть поставлены следующие задачи: выявление и адресная работа с иностранными судоходными компаниями, а также с другими экономическими субъектами, потенциально заинтересованными в использовании СМП; презентация актуальных возможностей и потенциала СМП на ведущих отраслевых выставках, семинарах, конференциях (например, на таких, как Nor-Shipping, Polar Shipping Summit).

Министерство иностранных дел РФ могло бы заняться проведением консультаций с иностранными государствами по поводу их участия в освоении СМП (эта задача наиболее актуальна в случае с Китаем, где судоходная отрасль находится под преимущественным контролем государства), а также утверждением и обеспечением международного признания права Российской Федерации вести самостоятельную тарифную политику в Арктике (особенно с учетом членства России в ВТО).

Перспективы СМП как альтернативного евроазиатского маршрута

Принимая во внимание динамику развития и возможности, которые предоставляет СМП, можно предположить, что в ближайшие несколько лет данный маршрут будет пользоваться спросом преимущественно у малых и средних компаний-перевозчиков, в основном - европейских. Их участие в освоении маршрута будет выполнять функцию своего рода "сердечника", пробивающего броню недоверия к транзитному потенциалу российской Арктики.

Достижение устойчивого спроса на СМП в дальнейшем приведет к весьма позитивным последствиям.

Во-первых, появятся хорошие условия для подключения к процессу освоения СМП ведущих игроков судоходного бизнеса, таких, например, как Maersk (Дания), Hapag-Lloyd (ФРГ), Golden Ocean (Норвегия). Поскольку крупные перевозчики в основном работают по долгосрочным контрактам, перенаправление даже небольшой части их грузооборота с налаженных маршрутов в Арктику сопряжено с рисками и переформатированием графика движения судов. Поэтому положительное решение по данному вопросу требует времени и достаточных оснований.

Во-вторых, произойдет расширение географии спроса на СМП за счет привлечения азиатских компаний - южнокорейской Hyundai Merchant Marine, китайской COSCO, а также японской "большой тройки" - MOL, NYK и K Line. Эти фирмы пока занимают выжидательную позицию в отношении СМП, но внимательно следят за проектом и будут готовы присоединиться к нему, как только сочтут нужным.

В-третьих, произойдет постепенное увеличение временных рамок полярной навигации. Первым шагом к этому могла бы стать организация пилотных коммерческих рейсов в месяцы, предшествующие или следующие за летней арктической навигацией, которая продолжается с июля по октябрь, - например, в мае/июне или ноябре/декабре. Успешная реализация этой задачи приблизит достижение бесперебойного транзитного сообщения между европейским и азиатским рынками через Арктику. Кроме того, превращение СМП в регулярную морскую трассу обещает России не только экономические, но и существенные политические преимущества, которые так необходимы для укрепления позиций нашей страны не только в Арктике, но и на международной арене. Превратив СМП в востребованную и постоянно действующую евроазиатскую транспортную артерию, Россия займет одно из центральных мест в системе международной морской торговли, что особенно актуально в контексте ее вступления в ВТО.

Дмитрий Тулупов - Факультет международных отношений СПбГУ

window.___gcfg = {lang: 'ru'}; (function() { var po = document.createElement('script'); po.type = 'text/javascript'; po.async = true; po.src = 'https://apis.google.com/js/plusone.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(po, s); })();


Приветствуем Вас на AllNW.ru - портал для жителей Ленобласти и Санкт-Петербурга, интересующихся жизнью того места, где они живут.
Читайте новости только своих локаций, смотрите карту Ленинградской области, размещайте объявления, пользуйтесь одной из самых полных в Рунете баз коттеджных поселков вокруг Петербурга и каталогом жилых комплексов Спб и области и общайтесь со своими соседями из 19961 пользователей сайта.


Архангельская область Архангельская область: последние новости, недвижимость, товары и услуги в Архангельской области

Оборона Шиеса: более 2 тысяч человек собрал митинг в Архангельске


Митинги в Архангельске сменили формат и собрали в разы меньше участников


Болельщики «Анжи» просят сенатора Сулейманова Керимова спасти клуб


Мусор. Далее — везде. Шиес уже в Архангельске – на городской свалке


Архангельские авиаторы выступили против создания авиакомпании «Арктика»


Холмогоры: собор, который рушится на родине Ломоносова


В Архангельске вручат научный арктический «Оскар»


Путин заметил методы Собянина. И не одобряет


Путин о Шиесе: Зачем опять создавать полигон у населённого пункта?


Путин: Мусорные полигоны не должны создавать новых проблем


В Арктическом университете открылась аудитория Росгидромета


Погибшая архангельская школьница ранее перенесла операцию – источник


Семь архангельских ветеранов Великой Отечественной до сих пор ждут жилья


Шиес: чиновники приостановят стройку, которой якобы нет


Депутат Госдумы потребовала тщательного расследования гибели школьницы


Погибшая архангельская школьница перенесла полостную операцию – источник


Семь архангельских ветеранов Великой Отечественной до сих пор ждут жилье


Архангельская гимназистка умерла на уроке физкультуры


В Сочи проходят молодежные робототехнические соревнования «Кубок РТК»


Депутатов возмутило бездействие полиции при избиении активистов на Шиесе


Ученые отправятся в Арктику на поиски краснокнижных нарвалов


Кремль выявил регионы с максимальным запросом на смену губернатора?


США угрожают ЕС репрессиями, а Британия — распадом: Радио REGNUM


Кремль выявил регионы с максимальным запросом на смену губернатора


            
            
2009-05-22 00:30:37



 Free Barcode Недвижимость » Услуги
free download code 128 barcode font

 Dobryi Недвижимость » Продаю
321123123123

 

Объекты базы данных: загородный отдых, музеи, аренда и продажа коттеджей в коттеджных посёлках, пансионаты, дома отдыха, органы государственной власти в Архангельской области

 
Коттеджные поселкиКоттеджные посёлки Лен области, малоэтажные жилые комплексы под Санкт-Петербургом Активный отдыхМеста экстремального и активного отдыха/спорта: лошади, парашюты, картинг, пейнтбол, пляжи, рафтинг
Органы государственной власти и местные самоуправления Ленинградской областиОрганы государственной власти, администрации, муниципальные сайты МО и районов Ленинградской области Загородный отдых в Ленинградской областиЗагородный отдых в Ленобласти: гостиницы, коттеджи, санатории, пансионаты, дома и базы отдыха